понедельник, 28 ноября 2011 г.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СПОРТ - ЕДИНСТВО РАЗНООБРАЗИЯ.


Стыдливая тема «толерантности», развиваемая сегодня с высоких и низких трибун, не слишком понятна для рядового российского гражданина. Это нечто вроде тотальной приватизации или монетизации льгот. Внятно лишь специалистам. Почему сегодня нельзя просто дружить с соседом, если он другой национальности, но нужно быть к нему именно толерантным. И как это?


Энциклопедия (БСЭ) трактует тер­мин толерантность по-советски - в то время народы еще дружили, и им не было нужды искать других определений. А потому статья описывает толерантность, как медицинский термин и звучит так:

«Толерантность (от лат. tolerantia - терпение) иммунологическая, отсутствие или ослабление иммунологического ответа на данный антиген при сохранении иммуно- реактивности ко всем прочим антигенам. Термин введён в 1953 английским иммуно­логом П. Медаваром для обозначения «тер­пимости» иммунной системы организма к пересаженным инородным тканям».

Пересаженный на почву общественных отношений, термин обрел вторую жизнь. Фактически он обозначает, что:
-    миграционные процессы в мире поро­дили проблему «инородных тел» в организ­мах различных стран. Отметим, именно «инородных». Не надо быть филологом, чтобы понять: речь идет о чем-то посторон­нем, потенциально враждебном, не адапти­рованном.
-    для «организма» страны естественно реагировать на инородные ткани выработ­кой «антигенов», т.е., проще говоря, сопро­тивляться появлению в своей среде новых людей. И для того, чтобы такое сопротивле­ние, будучи вроде бы «естественным», не перерастало в конфликты на национальной почве, нам требуется вводить в тело госу­дарства инъекцию «толерантности».
-     
Осознав сказанное, несложно спрогно­зировать психологическую реакцию обще­ства на попытки приучить его к толерантно­сти. Реакция эта ну никак не радует. Изна­чально рассматривая любого мигранта, как «чужеродное тело», человек все же облада­ет свободой выбора: как ему на эту чужеродность реагировать. И хорошо, если куль­тура и законопослушность сделают его «толерантным». А если нет? Бывает ведь...

Еще раз подчеркнем: термин «толерант­ность» прежде всего утверждает «чужерод- ность» любого мигранта, а уж потом учит тому, как с этой «чужеродностью» себя надо вести. Не уверен, что термин вводился при участии специалистов-психологов. Они бы жевание. Как говорится, «хотели, как лучше, а получилось, как всегда».

А собственно, почему? Не знаю, как Вы, уважаемый читатель, а я, например, обычно совершенно не испытываю неудобств от того, что вокруг меня живут и работают люди разных национальностей. Привычка, взятая из СССР, говорит мне, что государст­во, способное адаптировать десятки и забыл слегка), и потому мест для дружбы у нас почти не осталось. Зато пространство для конфликтов огромно: это и проблемы занятости, и языковые барьеры, и вопросы адаптации поведенческих навыков в усло­виях мегаполисов и малознакомых укладов куда ни кинь, везде клин. Ну и «розыгрыш национальной карты» в качестве последнего прибежища неудачников от политики тоже сказали, что в базисе понятия заложен прежде всего негатив: отторжение, отгра­ничение. А уж потом кое-как вводится спо­соб такое отторжение преодолевать. И, естественно, базис в данном случае будет куда убедительнее надстройки. То есть, понятие работает совсем не на единение культур и народов, но именно на их разме- сотни различных культур - это сильная дер­жава. И чем больше около меня сограждан, являющихся представителями разных наро­дов, тем сильнее я себя чувствую: все мы россияне, нас много, мы широки, глубоки и непобедимы.
-     
Не уверен, правда, что такое мое отно­шение (не только мое - многие люди, родившиеся в СССР, его в себе знают) полностью устраивает сего­дняшнюю глобальную мировую поли­тику. Чем люди раз рознен нее, тем легче ими управлять. Один в поле не воин, даже если этот «один» - целый народ. Живя в обществе, где тебя только «терпят», да еще и по приказу свыше, настроение себе поднять трудно. Кроме того, «большой брат» не слишком торопится обращать вни­мание на национальную культуру регионов (он свою-то культурку под- пока никто не отменял. Что же остается для нормальных отношений? А почти ничего.

Но - почти. Так как общество все же у нас большое, и традиции в нем наработаны серь­езные. За один день не разрушишь, даже если вводить понятие «толерантности». Не стану сейчас в очередной раз рассказывать о вещах аксиоматичных: объединяющим фак­торов для народа является только и исключи­тельно его культура. Это вроде бы и так должно быть понятно, а коли не понятно, то и говорить не о чем. Но вот только, как же эту самую культуру заставить на себя работать? Мы ж ее сами «задвинули» куда подальше - как ее опять вытащить на свет?

И здесь нам на помощь приходит нацио­нальный спорт. В чем его особенность, в чем сила? Давайте разберемся.

Прежде всего, именно национальный спорт является носителем национальной культуры и традиций - в нем присутствуют многие элементы, которые отрабатывались веками на конкретной территории, конкрет­ным этносом. Спорт снимает агрессию с молодежного желания участвовать в сорев­нованиях, добиваться лидерства - он пре­доставляет эту возможность бескровно. Национальный спорт - это возможность показать себя в наиболее выгодных для себя условиях, дать зрителю восхититься ловкостью и красотой представителей свое­го народа. Пробудить желание попробовать самому – а, следовательно, открыть калитку в сад культурных традиций своих предков. И тут уже никакая толерантность никому не нужна: мы становимся друг другу интересны, мы готовы брать и отдавать ценно­сти нематериальные, а потому не расходующиеся, но умножающиеся от обмена. Никто никого не обкрады­вает, не обделяет: все делаются только богаче.

В какой-то момент Россия испы­тывала дефицит в людях с предпри­нимательской жилкой и с завистью смотрела на Запад, где молодежь с младых ногтей была приучена отно­ситься к жизни прагматически: учеба, работа, заработок, бизнес, обеспеченная старость. Оказалось, что именно такой подход к жизни воспитать совсем не сложно: поставь перед молодым человеком в качестве символа его зрелости материальный предмет, и он пойдет по ука­занной дорожке, как ослик за морковкой. Хорошая машина, хорошая квартира, хоро­ший телефон - куда как здорово! Мы только упустили тот момент, когда слово «хоро­ший» сменилось в сознании целого поколе­ния на слово «престижный». А соответствен­но, сменились и ценности. Если для прести­жа необязательно быть честным, умным, сильным, гордым, воспитанным, образо­ванным - если достаточно лишь предъявить символы материального достатка, то здесь ни о какой толерантности речь не идет. Любой встречный - это конкурент, потенци­альный враг. Он хочет тех же ценностей, что и ты, и он будет за них бороться. А потому сперва мы отбросим тех, кто «понаехали», а потом примемся за своих.

Спорт эти пробле­мы решает изначаль­но. В спорте другие ценности. «Слабак» на престижной иномарке остается слабаком. Человек, не способ­ный на честное сорев­нование, не вызывает уважения. Не слиш­ком погрешу против истины, если скажу, что даже медаль или кубок в соревнова­ниях народного спорта не самоцель. Главное - это отношение тех, кто видел, как ты боролся, кто болел за тебя, кто уважает тебя за боевой дух. В этом смысле, в народ­ном спорте проигравших нет.

К сожалению, в «большом спорте» - в признанных видах, растиражированных средствами масс-медиа, все сегодня несколько по-другому. Спорт ради медали - медаль ради денег... Нет, я не собираюсь всех «больших» спортсменов поголовно обвинять в меркантильности, но если Вы мне скажете, что этого нет, то слука­вите. Есть. И еще как есть. Мы опять- таки, упустили баланс, когда нормаль­ное обеспечение спортсмена, доби­вающегося высоких результатов, пре­вратилось в самоцель. Голодный, дор­вавшись до еды, ест порой больше, чем может переварить. Человеке мен­талитетом бедняка, добравшись до денег, тратит больше, чем ему на самом деле нужно. Это лишь компен­сация бывшей неуверенности в себе, неполноценности. И проходит это, ой, как не сразу. Хорошо если в первом поколении, а то и в третьем еще про­слеживается...

Именно поэтому народный спорт с его традиционными ценностями и пат­риархальным подходом к жизни нам нынче жизненно необходим. Он - не пере­житок, а фундамент. Убери фундамент, и все построение рухнет на головы неради­вым строителям. Где сегодня российский хоккей? Где футбол? Список «провалив­шихся» видов спорта почти равен списку зарегистрированных олимпийских видов. В условиях конкурентной борьбы (не путайте ее ради Бога со спортивной) ставка делает­ся не на систему, а на личность. Вот мы и живем отдельными именами, эксплуатируя их до предела, а сама система ранней спортивной подготовки провалилась. Отно­шение сродни тому, что у нерадивого хозяина к недрам: дескать, на мой век хва­тит, Россия большая.

Большая-то она большая, только результаты больше не радуют. И ротация тренеров, министров, депутатов - лишь слабая попытка «лечить симптомы». Тогда как надо бы вернуться просто к «здоровому образу жизни» - в нашем случае, к здоро­вому менталитету. «Спорт - ты мир». «Спорт - ты здоровье». Вот и давайте спер­ва эти принципы вспомним, а уж потом ста­нем опять хотеть медалей. Иначе разорим­ся на «варягах», а своих вообще позабудем.

Никогда не отступал от своих принципов спорт национальный. Ему и отступать-то некуда. Он живет духом своего народа, крепнет его силой, красив его красотой. И он у нас есть. Якутский, тувинский, даге­станский, татарский, мордовский, рус­ский... - всякий. Отметим: все это виды спорта российские. Общие. Наши. Наше богатство. Так что ж мы их отбросили? Задернули занавеской слепой «толерантно­сти». Ау, министры и депутаты! Что ж вы делаете?!

Болезнь «потемкинских деревень» про­никла во все поры нашего общества дав- ным-давно. Стоит приехать куда-нибудь Президенту, как в регионе кладут асфальт, пекут пироги или лепят пельмени, консуль­тируясь у случайно выживших старушек. А потом напоказ танцуют национальный танец в костюмах из полуживого театра с этниче­ским уклоном. И только спортсмены выхо­дят соревноваться всерьез: мало ли кто там приехал? Им же силой померяться интерес­но. А не «шоу» для «высоких гостей» устроить.

За последние несколько лет мне при­шлось выступать на многочисленных регио­нальных форумах по вопросам той самой «толерантности». И всякий раз я поднимаю вопрос о национальном спорте, как о той части общероссийской культуры, которая способна объединять людей - не только способна, но и объединяет их. Несмотря на полное равнодушие к себе и спортивных чиновников, и специалистов по дружбе народов, и всех тех, кто привык работать «на гудок» (чтобы громче звучало, а хватит ли пара, чтобы ехать - не важно). И на всех этих форумах слышу одно и то же: «Вы правы! Национальный спорт - наше богатство! Надо его поддерживать и развивать!» Слышу... Но вижу, к сожалению, мало результатов. Есть регионы, где отношение к народному спорту традиционно-уважитель- ное: Якутия, Татарстан, регионы Кавказа, Тыва, Бурятия, Алтай... А вот чем ближе к центру, тем больше внимания только и исключительно олимпийцам. «Чтоб как у всех». И всегда вспоминается мне фраза моего земляка Александра Васильевича Суворова, когда демонстрировали ему шагистику и форму российского солдата, сделанную по прусскому образцу: «Русские прусских всегда бивали, что ж тут пере­нять?», «Пудра не порох, букля не пушка, коса не тесак, и я не немец, а природный русак».

Толерантность, о пользе которой так долго говорили все, кому не лень, подразу­мевает, между прочим, и национальное самосознание. Чувствуя себя россиянином, совершенно не обязательно забывать о том, что ты еще и татарин, калмык, мордвин, дагестанец, якут... Мы, наверное, сможем однажды стать окончательно «толерантны», подойдя к вопросу «с другого конца» - пол­ностью отказавшись от своих корней. Одна­ко, история учит тому, что следом за такого рода изменениями в сознании, идет «рассе­ление народов». Мы просто уйдем со своей территории, искать «где лучше». Уйдем про­зрачными тенями, равно пригодными для выращивания в любом климате, с любыми традициями - как парниковые огурцы: кра­сивые и безвкусные.

Практика показывает, что стук в чинов­ные двери с требованиями вернуть достоинство национальному спорту России дело бесполезное. За этими дверями дру­гие интересы. Там люди мыслят «глобаль­но» - вне Родины. Они озабочены мировым престижем России, и готовы за это голову сложить. Спасибо им. Но давайте тогда оставим чиновникам их глобальные заботы, и вернемся на свой огород, иначе престижу нас какой-никакой будет (купим!), а вот ого­род засохнет. Спорт - не предмет торговли. Спорт - вне мыслей о прибылях. Спорт - это жизнь и будущее народов нашего госу­дарства, их единство, их взаимопонимание, их здоровье. Кому бы из руководителей нашей страны подкинуть эту простую мысль? Не подскажете?

Комментариев нет:

Отправить комментарий