Данная статья посвящена вопросам развития личности и общества через занятия спортом. Они оказывают влияние на национальные отношения, деловую жизнь и общественное положение людей, формируют моду, этические ценности и образ жизни. Автор рассказывает о том, какие проблемы существуют в этой сфере и как их можно решать.
Спорт - важный социальный фактор развития общества. Он пронизывает все уровни современного социума и оказывает широкое воздействие на главные сферы жизнедеятельности общества. Спорт влияет на национальные отношения между людьми, определяет их деловую жизнь, общественное положение, формирует моду, этические ценности, образ жизни. По своей сути он представляет собой силу, способную противостоять дешёвой культуре и дурным привычкам.
Спортивная деятельность, воспроизводящая базовые механизмы формирования личности, включает индивида в социальные общности и общественные организации как полноправного члена общества, формирует определённые социальные отношения. Именно посредством механизмов социализации каждый человек обретает свою социальную сущность и интегрируется в социальную систему.
В наши дни в мире найдётся не так много государств, где спорт играет большую роль в жизни общества. Хотя можно привести и примеры позитивного отношения к спорту. Так, в США спорт, став национальным увлечением в 1960-е годы, вскоре был признан моделью самого американского общества. А начиная с 70-80-х годов прошлого столетия спорт в США просто превратился во «вторую религию» американцев.
Американцы научились бережно относиться к своему здоровью, понимая, что это - личный капитал, от качества которого зависит многое: карьера, личное счастье, светлое будущее. Немаловажную роль в популяризации спорта сыграли СМИ и, в первую очередь, телевидение: они помогли преодолеть так называемый психологический барьер в отношении населения к физической активности.
Анализ развития спорта в США и других странах мира показывает, что активная позиция населения по отношению к спорту стала следствием хорошей пропаганды. И именно поэтому занятия физкультурно-спортивной деятельностью американцы рассматривают как неотъемлемую часть своей культуры.
В России также наблюдаются серьёзные сдвиги в этой области. В частности, принимаются законы и постановления, которые способствуют массовым занятиям спортом. К примеру, начиная с 2010 года в школах вводится третий урок физической культуры.
Как показывают социологические опросы населения, особенно молодёжи, занимающейся спортом, спорт формирует первоначальное представление о жизни и мире. Именно в нём наиболее ярко проявляются такие важные для современного общества ценности, как равные шансы на успех, стремление быть первым, победить не столько соперника, сколько самого себя.
Анализируя спортивную жизнь социальной личности, приходишь к выводу, что именно спорт аккумулирует в себе главные общественные ценности: равенство, свободу, демократию, индивидуализм, патриотизм, гуманизм, соревнование, дружбу, сотрудничество, уважение существующего порядка и самоуважение.
Физическая культура и спорт играют важную роль в формировании личности. Многие социальные ситуации нередко отыгрываются в спортивной деятельности, что позволяет спортсмену нарабатывать для себя жизненный опыт, выстраивать особую систему ценностей и установок.
Придя в спортивную секцию или школу, юный спортсмен попадает в новую социальную среду: тренеры, судьи, спортивный коллектив - это новые «агенты социализации», конкретные люди, ответственные за воспитание и образование, обучение культурным нормам и образцам поведения, обеспечивающие эффективное освоение новой социальной роли, которую примеряет на себя юный спортсмен.
Для каждого человека особенно важна первичная социализация. В этот период закладываются основные психофизические и нравственные качества личности, а у спортсмена, наряду с семьёй и школой, задействуется социальный институт физической культуры и спорта.
Правда, среди агентов первичной социализации не все играют одинаковую роль и обладают равным статусом. По отношению к ребёнку, проходящему социализацию, родители занимают превосходящую позицию. Для юного спортсмена одну из ведущих ролей играет тренер, тогда как ровесники спортсмена ему равны. Они прощают ему многое из того, что не прощают родители и тренер. В каком-то смысле по одну сторону находятся ровесники, по другую - родители и тренер, каждая сторона воздействует на юного спортсмена в противоположных направлениях. В подобной ситуации тренер усиливает позиции родителей в формировании базисных ценностей, регулирует сиюминутное поведение, ориентируя юного спортсмена на спортивный стиль жизни, достижение высоких результатов.
Ценностный потенциал спорта позволяет решать целый ряд воспитательных задач. Спорт - это школа воспитания мужества, характера, воли. Спортивная деятельность помогает юному спортсмену стойко переносить трудности, нередко возникающие у ребёнка в школе и семье.
Классификацию стадий социализации спортсмена путём включения его в спортивную деятельность можно связать с этапами формирования его спортивной карьеры. Если принять этот принцип, то можно выделить следующие стадии социализации:
1. Включение субъекта в спортивную деятельность.
2. Занятия детско-юношеским спортом.
3. Переход из любительского в профессиональный спорт.
4. Завершение спортивной карьеры и переход к другой карьере.
Для первой стадии социализации характерен период начала спортивной деятельности. В это время формируются интерес, ценностные ориентации на спортивные занятия, закладываются основы ценностного отношения к спортивной деятельности. Этот период очень важен для юного спортсмена. Новый круг общения, первая проба сил, первые победы и неудачи создают условия для формирования спортивного характера.
Немногие дети могут успешно пройти этап спортивной подготовки. Более одной трети прекращают занятия спортом ещё в детском возрасте. Но ребята, оставшиеся в спорте, совершенствуясь в спортивном мастерстве, вступают в новую фазу социальных отношений. Выезды на соревнования в другие города и страны, получение первых гонораров, спортивные победы позволяют спортсмену активно интегрироваться в общественную жизнь, усваивать образцы и нормы поведения, формировать социальные установки. Этот этап, как правило, связывается со второй стадией социализации спортсмена.
Возрастает количество соревнований, переезды, сборы, новые спортивные базы, тренировочный процесс, организуемый, как правило, за границей, формируют новый социальный опыт, создают новые ценности и ориентации. Большую роль в данной стадии социализации играют экономические отношения, которые складываются между спортсменом и тренером.
Третью стадию социализации символизирует расцвет спортивной карьеры. Спортсмен свой образ жизни подчиняет интересам спортивного клуба, команды, коллектива, который обеспечивает его эффективную спортивную подготовку. Наряду с тренером особое место в его жизни занимают массажисты, врачи, менеджеры.
Для четвёртой стадии социализации характерны период завершения спортивной карьеры и переход к другой профессиональной карьере. Как правило, у спортсменов это один из сложных жизненных периодов. Решение закончить спортивную карьеру часто связывается с травмой, снижением спортивных результатов, отбором в сборные команды и т.д. Негативные ситуации провоцируют психологический кризис. Важную роль в преодолении негативных моментов в жизни спортсмена должны сыграть руководители спортивного клуба, тренеры, близкое окружение.
Общество должно гарантировать спортсмену возможность эффективной социальной интеграции. Для решения этой проблемы необходимо создать правовую основу, законодательно утвердить статус профессионального спортсмена.
Современный спорт, выполняя многочисленные социальные функции, становится многофункциональным и многомерным. Ему по силам решение широкого круга задач: укрепление здоровья населения, отвлечение молодежи от пагубного влияния улицы, удовлетворение спроса на зрелищные услуги, экономических стимулов, защита чести страны, формирование патриотизма и т.д. Многообразие социальных функций стало основанием для классификации и типологии разновидностей спорта, среди которых явно сформировались следующие направления:
- массовый спорт (народный, ординарный, «спорт для всех»);
- спорт высших достижений (олимпийский спорт, большой спорт);
- профессиональный (коммерческий) спорт.
Каждый, кто связывает свою жизнь со спортом, решает индивидуальные задачи в рамках тех возможностей, которые содержатся в той или иной разновидности спорта. Так, массовый спорт позволяет человеку независимо от возраста сохранить здоровье, интересно проводить свободное время, разнообразить досуговую деятельность. В то же время, занимаясь массовым спортом, важно помнить о социальной ответственности, рационально совмещать образовательную, трудовую и спортивную деятельность.
Прежде всего это касается юных спортсменов. Необходимо найти оптимальный вариант для совмещения обучения в общеобразовательной школе и спортивной подготовки. Тренеры должны и заботиться о спортивной форме юных спортсменов, и воспитывать в них чувство социальной ответственности за свою будущую жизнь. Выдающийся спортсмен формируется не только на тренировках: учёба в школе, чтение книг, посещение музеев и театров, помощь родителям и младшим братьям и сёстрам - необходимые условия для формирования личности спортсмена.
Высокая социальная ответственность ложится на спортсмена, достигшего профессионального мастерства даже на уровне мастера спорта, не говоря уже о членах сборной команды страны. Победы на Олимпийских играх, мировых чемпионатах, первенствах страны приносят спортсмену заслуженную славу, известность, почёт. Он становится героем, кумиром молодёжи. Образ жизни спортсмена становится моделью социального поведения.
В этой связи необходимо помнить о социальной ответственности спортсмена. Нужно понимать, что если он использует допинг, рекламирует некачественные товары, курит, употребляет наркотики или алкоголь, то тем самым «тиражирует» девиантное поведение, нанося непоправимый вред воспитанию спортивной смены. Юное поколение, как правило, бездумно копирует поведение и образ жизни своих кумиров. Поэтому в детско-юношеском спорте так часто присутствуют социальные пороки, присущие большому спорту.
Другая сторона социальной ответственности спортсмена связана с противоречиями, которые обуславливаются личными и общественными интересами в сфере спорта. Спортсмен всегда стоит перед дилеммой: как не пропустить коммерческий старт и в то же время сохранить спортивную форму для успешного выступления за сборную страны.
Не всегда личные интересы спортсмена согласуются с интересами спортивного клуба. Переход из одной команды в другую, отъезд в заграничный спортивный клуб также требуют от спортсмена социальной ответственности за сделанный им выбор. А сделать этот выбор нелегко. С одной стороны, спортсмен многим обязан спортивному клубу, именно в клубе он стал мастером, много сил вложил коллектив тренеров, методистов, врачей в подготовку спортсмена экстракласса, с другой стороны, заграничный клуб предоставляет спортсмену новые возможности для спортивной карьеры.
Вот почему социальная ответственность в спорте должна не только формироваться с помощью эффективного воспитательного процесса, но и регламентироваться нормативно-правовыми документами.
Таким образом, исследуя проблемы социализации в спортивной деятельности, мы видим, что социализация личности является непрерывным процессом и наиболее интенсивно осуществляется посредством спорта. Она выражается главным образом в изменении отношения к окружающей социальной среде и формировании социальной компетентности личности, определяя модели поведения и влияя на конкретные базовые ценностные ориентации.
Среди основных требований к программам в рамках образовательного процесса можно выделить следующие:
- ориентацию на деятельность как достижение результативности в процессе освоения навыков того или иного вида спорта через включённость;
- массовость как максимальный охват детей и молодёжи спортивнооздоровительным движением;
- включение спорта в досуговые мероприятия как механизм регулирования здорового образа жизни.
Комментариев нет:
Отправить комментарий