понедельник, 28 ноября 2011 г.

СПОРТ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ И ОБЩЕСТВА


Данная статья посвящена вопросам разви­тия личности и общества через занятия спор­том. Они оказывают влияние на национальные отношения, деловую жизнь и общественное положение людей, формируют моду, этические ценности и образ жизни. Автор рассказывает о том, какие проблемы существуют в этой сфере и как их можно решать.


Спорт - важный социальный фак­тор развития общества. Он пронизы­вает все уровни современного социу­ма и оказывает широкое воздействие на главные сферы жизнедеятельно­сти общества. Спорт влияет на нацио­нальные отношения между людьми, определяет их деловую жизнь, обще­ственное положение, формирует мо­ду, этические ценности, образ жизни. По своей сути он представляет собой силу, способную противостоять дешё­вой культуре и дурным привычкам.

Спортивная деятельность, воспро­изводящая базовые механизмы фор­мирования личности, включает ин­дивида в социальные общности и общественные организации как пол­ноправного члена общества, фор­мирует определённые социальные отношения. Именно посредством ме­ханизмов социализации каждый человек обретает свою социальную сущность и интегрируется в социаль­ную систему.

В наши дни в мире найдётся не так много государств, где спорт играет большую роль в жизни общества. Хотя можно привести и примеры по­зитивного отношения к спорту. Так, в США спорт, став национальным увлечением в 1960-е годы, вскоре был признан моделью самого американ­ского общества. А начиная с 70-80-х годов прошлого столетия спорт в США просто превратился во «вторую религию» американцев.

Американцы научились бережно относиться к своему здоровью, пони­мая, что это - личный капитал, от ка­чества которого зависит многое: карь­ера, личное счастье, светлое будущее. Немаловажную роль в популяриза­ции спорта сыграли СМИ и, в первую очередь, телевидение: они помогли преодолеть так называемый психоло­гический барьер в отношении населе­ния к физической активности.

Анализ развития спорта в США и других странах мира показывает, что активная позиция населения по отно­шению к спорту стала следствием хорошей пропаганды. И именно по­этому занятия физкультурно-спор­тивной деятельностью американцы рассматривают как неотъемлемую часть своей культуры.

В России также наблюдаются серь­ёзные сдвиги в этой области. В част­ности, принимаются законы и поста­новления, которые способствуют массовым занятиям спортом. К при­меру, начиная с 2010 года в школах вводится третий урок физической культуры.

Как показывают социологические опросы населения, особенно молодё­жи, занимающейся спортом, спорт формирует первоначальное пред­ставление о жизни и мире. Именно в нём наиболее ярко проявляются такие важные для современного об­щества ценности, как равные шансы на успех, стремление быть первым, победить не столько соперника, сколько самого себя.

Анализируя спортивную жизнь со­циальной личности, приходишь к вы­воду, что именно спорт аккумулирует в себе главные общественные ценно­сти: равенство, свободу, демократию, индивидуализм, патриотизм, гума­низм, соревнование, дружбу, сотруд­ничество, уважение существующего порядка и самоуважение.

Физическая культура и спорт игра­ют важную роль в формировании личности. Многие социальные ситуации нередко отыгрываются в спор­тивной деятельности, что позволяет спортсмену нарабатывать для себя жизненный опыт, выстраивать осо­бую систему ценностей и установок.

Придя в спортивную секцию или школу, юный спортсмен попадает в новую социальную среду: тренеры, судьи, спортивный коллектив - это новые «агенты социализации», кон­кретные люди, ответственные за вос­питание и образование, обучение культурным нормам и образцам пове­дения, обеспечивающие эффективное освоение новой социальной роли, которую примеряет на себя юный спортсмен.

Для каждого человека особенно важна первичная социализация. В этот период закладываются основ­ные психофизические и нравствен­ные качества личности, а у спортс­мена, наряду с семьёй и школой, за­действуется социальный институт физической культуры и спорта.

Правда, среди агентов первичной социализации не все играют одинако­вую роль и обладают равным стату­сом. По отношению к ребёнку, прохо­дящему социализацию, родители за­нимают превосходящую позицию. Для юного спортсмена одну из веду­щих ролей играет тренер, тогда как ровесники спортсмена ему равны. Они прощают ему многое из того, что не прощают родители и тренер. В каком-то смысле по одну сторону находятся ровесники, по другую - родители и тренер, каждая сторона воздействует на юного спортсмена в противоположных направлениях. В подобной ситуации тренер усилива­ет позиции родителей в формирова­нии базисных ценностей, регулирует сиюминутное поведение, ориентируя юного спортсмена на спортивный стиль жизни, достижение высоких результатов.

Ценностный потенциал спорта поз­воляет решать целый ряд воспита­тельных задач. Спорт - это школа воспитания мужества, характера, воли. Спортивная деятельность помо­гает юному спортсмену стойко пере­носить трудности, нередко возника­ющие у ребёнка в школе и семье.

Классификацию стадий социали­зации спортсмена путём включения его в спортивную деятельность можно связать с этапами формирова­ния его спортивной карьеры. Если принять этот принцип, то можно выделить следующие стадии социа­лизации:

1.   Включение субъекта в спортив­ную деятельность.
2.   Занятия детско-юношеским спортом.
3.   Переход из любительского в про­фессиональный спорт.
4.   Завершение спортивной карьеры и переход к другой карьере.
Для первой стадии социализации характерен период начала спортивной деятельности. В это время формиру­ются интерес, ценностные ориента­ции на спортивные занятия, заклады­ваются основы ценностного отноше­ния к спортивной деятельности. Этот период очень важен для юного спор­тсмена. Новый круг общения, первая проба сил, первые победы и неудачи создают условия для формирования спортивного характера.

Немногие дети могут успешно пройти этап спортивной подготовки. Более одной трети прекращают заня­тия спортом ещё в детском возрасте. Но ребята, оставшиеся в спорте, совер­шенствуясь в спортивном мастерстве, вступают в новую фазу социальных отношений. Выезды на соревнования в другие города и страны, получение первых гонораров, спортивные побе­ды позволяют спортсмену активно интегрироваться в общественную жизнь, усваивать образцы и нормы поведения, формировать социальные установки. Этот этап, как правило, связывается со второй стадией социа­лизации спортсмена.

Возрастает количество соревнова­ний, переезды, сборы, новые спортивные базы, тренировочный процесс, организуемый, как правило, за гра­ницей, формируют новый социаль­ный опыт, создают новые ценности и ориентации. Большую роль в данной стадии социализации играют экономические отношения, которые скла­дываются между спортсменом и тренером.

Третью стадию социализации сим­волизирует расцвет спортивной карь­еры. Спортсмен свой образ жизни подчиняет интересам спортивного клуба, команды, коллектива, кото­рый обеспечивает его эффективную спортивную подготовку. Наряду с тренером особое место в его жизни занимают массажисты, врачи, менед­жеры.

Для четвёртой стадии социализа­ции характерны период завершения спортивной карьеры и переход к дру­гой профессиональной карьере. Как правило, у спортсменов это один из сложных жизненных периодов. Ре­шение закончить спортивную карье­ру часто связывается с травмой, сни­жением спортивных результатов, отбором в сборные команды и т.д. Не­гативные ситуации провоцируют пси­хологический кризис. Важную роль в преодолении негативных моментов в жизни спортсмена должны сыграть руководители спортивного клуба, тренеры, близкое окружение.

Общество должно гарантировать спортсмену возможность эффектив­ной социальной интеграции. Для ре­шения этой проблемы необходимо создать правовую основу, законода­тельно утвердить статус профессио­нального спортсмена.

Современный спорт, выполняя многочисленные социальные функ­ции, становится многофункциональ­ным и многомерным. Ему по силам решение широкого круга задач: укрепление здоровья населения, от­влечение молодежи от пагубного вли­яния улицы, удовлетворение спроса на зрелищные услуги, экономиче­ских стимулов, защита чести страны, формирование патриотизма и т.д. Многообразие социальных функций стало основанием для классифика­ции и типологии разновидностей спорта, среди которых явно сформи­ровались следующие направления:

-    массовый спорт (народный, орди­нарный, «спорт для всех»);
-    спорт высших достижений (олим­пийский спорт, большой спорт);
-    профессиональный (коммерче­ский) спорт.

Каждый, кто связывает свою жизнь со спортом, решает индивиду­альные задачи в рамках тех возмож­ностей, которые содержатся в той или иной разновидности спорта. Так, массовый спорт позволяет человеку независимо от возраста сохранить здоровье, интересно прово­дить свободное время, разнообразить досуговую деятельность. В то же вре­мя, занимаясь массовым спортом, важно помнить о социальной ответ­ственности, рационально совмещать образовательную, трудовую и спор­тивную деятельность.

Прежде всего это касается юных спортсменов. Необходимо найти оп­тимальный вариант для совмещения обучения в общеобразовательной школе и спортивной подготовки. Тре­неры должны и заботиться о спортив­ной форме юных спортсменов, и вос­питывать в них чувство социальной ответственности за свою будущую жизнь. Выдающийся спортсмен фор­мируется не только на тренировках: учёба в школе, чтение книг, посеще­ние музеев и театров, помощь родите­лям и младшим братьям и сёстрам - необходимые условия для формиро­вания личности спортсмена.

Высокая социальная ответствен­ность ложится на спортсмена, достиг­шего профессионального мастерства даже на уровне мастера спорта, не го­воря уже о членах сборной команды страны. Победы на Олимпийских иг­рах, мировых чемпионатах, первен­ствах страны приносят спортсмену заслуженную славу, известность, по­чёт. Он становится героем, кумиром молодёжи. Образ жизни спортсмена становится моделью социального по­ведения.

В этой связи необходимо помнить о социальной ответственности спорт­смена. Нужно понимать, что если он использует допинг, рекламирует не­качественные товары, курит, упо­требляет наркотики или алкоголь, то тем самым «тиражирует» девиантное поведение, нанося непоправимый вред воспитанию спортивной смены. Юное поколение, как правило, без­думно копирует поведение и образ жизни своих кумиров. Поэтому в детско-юношеском спорте так часто присутствуют социальные пороки, присущие большому спорту.

Другая сторона социальной ответ­ственности спортсмена связана с про­тиворечиями, которые обуславлива­ются личными и общественными ин­тересами в сфере спорта. Спортсмен всегда стоит перед дилеммой: как не пропустить коммерческий старт и в то же время сохранить спортивную форму для успешного выступления за сборную страны.

Не всегда личные интересы спорт­смена согласуются с интересами спор­тивного клуба. Переход из одной ко­манды в другую, отъезд в загранич­ный спортивный клуб также требуют от спортсмена социальной ответ­ственности за сделанный им выбор. А сделать этот выбор нелегко. С одной стороны, спортсмен многим обязан спортивному клубу, именно в клубе он стал мастером, много сил вложил коллектив тренеров, методистов, вра­чей в подготовку спортсмена экстра­класса, с другой стороны, загранич­ный клуб предоставляет спортсмену новые возможности для спортивной карьеры.

Вот почему социальная ответствен­ность в спорте должна не только фор­мироваться с помощью эффективного воспитательного процесса, но и регла­ментироваться нормативно-правовы­ми документами.

Таким образом, исследуя пробле­мы социализации в спортивной дея­тельности, мы видим, что социализа­ция личности является непрерывным процессом и наиболее интенсивно осуществляется посредством спорта. Она выражается главным образом в изменении отношения к окружа­ющей социальной среде и формирова­нии социальной компетентности лич­ности, определяя модели поведения и влияя на конкретные базовые ценно­стные ориентации.

Среди основных требований к про­граммам в рамках образовательного процесса можно выделить следу­ющие:
-      ориентацию на деятельность как достижение результативности в про­цессе освоения навыков того или ино­го вида спорта через включённость;
-    массовость как максимальный охват детей и молодёжи спортивно­оздоровительным движением;
-    включение спорта в досуговые мероприятия как механизм регули­рования здорового образа жизни.

Комментариев нет:

Отправить комментарий